ФрутоНяня — лучший друг Карлсона

В настоящий момент в Государственной Думе на рассмотрении находится проект, касающийся внесения изменений в закон «О рекламе». Если он будет принят, в ближайшее время количество детской рекламы на телевидении может резко возрасти. Как ни странно, инициатором поправок помимо Минкомсвязи (что понятно) явилось еще и Министерство культуры.

Интересен и список авторов законопроекта: Мария Кожевникова («Единая Россия»), Станислав Говорухин («Единая Россия») и Елена Драпеко («Справедливая Россия»). Сложно заподозрить в лоббировании коммерческих структур подобный коллектив. И уж совсем необычной кажется причина, по которой предлагается внести поправки в закон. Мотивируется это… заботой о детях.

В законе «О рекламе» есть два места, регламентирующих детскую рекламу на телевидении.

  • Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе

В данной статье регламентируются общие принципы рекламы для несовершеннолетних. Статья весьма интересная, стоит процитировать ее целиком:

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Каждый может сам для себя прикинуть, насколько данная статья закона соблюдается.

  • Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах

В п. 7, посвященном рекламе в образовательных и детских передачах, речь идет о допустимом количестве рекламы. Вот сюда и собираются вносить поправки.

Какие же изменения предлагаются? Для наглядности приведем нынешний и предлагаемый варианты.

Было:

  • длительность передачи менее 15 мин. – реклама запрещена;
  • не менее 15 мин. – 1 мин. в начале передачи, 1 мин. перед окончанием передачи;
  • не менее 25 мин. – 1,5 мин. в начале, 1,5 мин. перед окончанием;
  • не менее 40 мин. – 2,5 мин. в начале, 2,5 мин. перед окончанием;
  • 1 час и более – 3 мин. в начале, 3 мин. перед окончанием.

Будет:

  • длительность передачи менее 12 мин. – 1 мин. в начале передачи, 1 мин. перед окончанием передачи;
  • не менее 12 мин. – 1,5 мин. в начале, 1,5 мин. перед окончанием, однократное прерывание на 1 мин.;
  • не менее 25 мин. – 2,5 мин. в начале, 2,5 мин. перед окончанием, двукратное прерывание общей длительностью 2,5 мин.;
  • не менее 50 мин. – 3 мин. в начале, 3 мин. перед окончанием, трехкратное прерывание общей длительностью 3 мин.;
  • 85 минут и более – 3 мин. в начале, 3 мин. перед окончанием, трехкратное прерывание общей длительностью 4,5 мин.;
  • запрещена бегущая строка за исключением анонсов детских и общеобразовательных передач.

В дополнение составлен список товаров и услуг, реклама которых запрещена в детских передачах: лекарства и медтехника для взрослых, нижнее белье, средства гигиены, не предназначенные для детей, БАДы, лотереи, товары дистанционной продажи и некоторые другие категории продукции.

Как видим, количество рекламы значительно увеличивается. Похоже, новому поколению придется привыкать к рекламе почти с пеленок. Что же заставило Министерство культуры и депутатов выступить единым фронтом за принятие поправок?

Как ни странно, отсутствие рекламы оказалось большим злом, чем ее наличие. В результате отсутствие рекламы пагубно сказалось на качестве передач. Телевидение захлестнул поток дешевых зарубежных программ: не секрет, что ввиду массовости их распространения ценник на них значительно ниже, чем на оригинальный продукт. Порой они идут просто бонусом к какой-нибудь купленной программе.

Получается замкнутый круг. Телевидение не может себе позволить качественный отечественный продукт из-за необходимости выплат правообладателям. Производители не могут его делать в условиях отсутствия финансирования. В результате отечественные мультфильмы можно видеть только по ночам и по редким каналам. О возрождении великой школы мультипликации и говорить сложно. Окупаемо только то, что идет большим экраном.

Дети растут с героями улицы Сезам, черепашками ниндзя и пучеглазыми японскими супер-девочками. Хорошо хоть от телепузиков отбились.

Как новые правила скажутся на психике детей? Вопрос сложный. Существует мнение, что подобный просмотр в раннем возрасте приводит к усилению синдрома гиперактивности и дефициту внимания.

Как это скажется на качестве программ? Поживем – увидим.

Несомненно одно: производители детской продукции должны уже готовиться к тому, что в медиапространстве появляется новая, весьма эффективная, рекламная площадка.

2 отзывов на “ФрутоНяня — лучший друг Карлсона

  1. Вася:

    Телек — зло. Откуда взяться качественному контенту в необходимом объеме при таком количестве каналов? Мне кажется, такая задача в принципе недостижима.

    • ОЮ:

      Если брать историю этих поправок, то вначале был наезд депутатов на основные каналы — почему вы не показываете советские мультики? У каждого дома есть DVD с этими мультиками, которые детям крутят вырабатывая вкус. Тут и Карлсон, и Винни Пух, и Маугли, и легендарный Ежик в тумане, и много чего, устанешь перечислять. Почему этого нет на ТВ? Ответ был прост — нерентабельно. Извините — в убыток не работаем. А заплатить правообладателям за их продукт в прайм-тайм — себе дороже. Так что смотрите лунтиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *