Хорошие соседи, счастливые друзья…

Снова об интересном и познавательном семейном отдыхе.

Музей железнодорожной техники (его еще не вполне справедливо называют паровозным музеем) – ниоткуда не видный, расположенный за широкой спиной ТРК «Варшавский экспресс», на путях бывшего Варшавского вокзала, практически безлюдный и – настоятельно рекомендуемый мною для посещения всем вне зависимости от пола, возраста и интересов.

Условный заборчик, скромная вывеска на стенке кассы, символическая плата за вход (60 руб. для взрослых, 40 руб. для детства и юношества). За съемку на территории попросят еще 50 руб., уныло предупредив не пользоваться штативом. И, входя на территорию со словами «дались вам эти штативы», вы расчехляете фототехнику и увековечиваете память о полутора столетиях российской железнодорожной истории.

Это в самом деле необычное путешествие сквозь время: не только увидеть своими глазами, но и потрогать руками более полусотни образцов от старейшего российского пассажирского вагона 1878 года выпуска до современного железнодорожного ракетного комплекса, маскирующегося под рефрижератор.

2014-04-07-02В некоторых случаях можно не только посмотреть снаружи и потрогать, но еще и забраться по ступенькам и заглянуть внутрь. Теоретически можно забраться куда угодно, но усталый голос в громкоговорителе попросит вас не лазать по экспонатам и напомнит, что подниматься можно только на три из них, оборудованные приставными лестницами, и что на территории музея ведется скрытое видеонаблюдение. Это, впрочем, не помешает походить не только по платформам, но и между путей, чтобы еще более усилить эффект присутствия.

Спойлер: вы ничего не потеряете, не заглядывая туда, куда нельзя. Внутри экспонатов – печаль, разруха и груды мусора, так что лучше ограничиться фасадами.

Почему-то экскурсию в кассе вам не предложат. Зато сразу за заборчиком вас встретит дяденька, который за некоторую наличность (которую надо отдать вон той тетеньке) готов будет ответить на вопросы, возникающие по ходу осмотра.

А вопросы обязательно возникнут. У младшего поколения – буквально на каждом шагу:

  • — Зачем машинисту в кабине руль, если поезд идет по рельсам?

2014-04-07-03

  • — Зачем в машинном отделении чайник – для поезда или для машиниста?

2014-04-07-04

  • — (Для старшей школы) Как поезд не слетает с рельс при стрельбе из ТАКОЙ пушки?

2014-04-07-05

  • — (Задание на дом) Как останавливается поезд методом Матросова?

2014-04-07-06
Старшему поколению тоже будет как минимум любопытно посмотреть на революционные паровозы с колесами выше человеческого роста, специфический транспорт, оборудованный под доставку всевозможных грузов, ремонт и расчистку путей…

2014-04-07-07Однако к концу осмотра экспозиции в голову входят и такие вопросы, на которые не ответит никакой экскурсовод. Вопросы, которые толком не сформулировать, но которые оставляют неясное чувство смятения. Чувство, будто вместе со всеми этими поездами и вагонами, отданными в утиль на пустынные задворки ставшего ненужным вокзала, ушло и еще что-то очень важное.

Ходишь, читаешь информационные таблички: Минский вагоноремонтный завод, Харьковский вагоностроительный… Или вот – гордость большой страны – скоростной ЭР200, летавший от Ленинграда до Москвы со скоростью 200 км/ч уже в середине 1980-х: Рижский вагоностроительный завод.

2014-04-07-08Еще в конце 2013 года наше агентство готовило аналитическую записку о взаимодействии России и Украины для международного форума, где мы, старательно обходя особенно острые углы, говорили о необходимости плотного взаимодействия госструктур, бизнеса и общественных организаций двух братских государств. А сегодня политические фавориты Украины грезят, чтобы от России не осталось даже выжженного поля…

О чем думаешь, бросая прощальный взгляд на эти паровозы, увозившие когда-то на целинные земли и тяжелые стройки наших молодых отцов и дедов, учившихся дружить и соседствовать в одной большой многонациональной стране, не понаслышке знавших, что такое выжженные войной поля? О том, что, наверное, они знали, зачем объединялись и созидали сообща.

А вот помнят ли генералы нынешних войн, хотя бы и информационных, цену дружбы и добрососедства?..

2014-04-07-09Впрочем, наверное, это тоска преходящая. Окно в Европу, коим когда-то был Варшавский вокзал, закрылось без всякого политического усилия. Направление изжило себя естественным образом, когда открылись другие двери и началась другая история.

А эту, старую, историю – где ее и рассказывать, как не на старом закрытом вокзале? И спасибо авторам проекта за такую полноту ощущений.

3 отзывов на “Хорошие соседи, счастливые друзья…

  1. Вася:

    Интересно, а на ж/д станции «Паровозный музей» еще одно отделение этого же музея?

    • да, это запасная база.
      если верить Википедии (я вот и не знал), экспозиций несколько:
      — закрытая экспозиция на наб.Обводного канала, 114 (бывший Дом культуры имени К.Маркса)
      — основная часть на Варшавском вокзале, наб.Обводного канала, 118
      — запасник музея на платформе «Паровозный музей».
      плюс еще 4 филиала: на ст. Петрокрепость и ст. Ладожское Озеро, в Пскове и Твери.
      ну а еще есть Центральный музей железнодорожного транспорта на Садовой, 50. туда тоже нужно сходить.

  2. sokolov:

    Да, кошерный музей. Хажевал туда за фотоматериалом. И на Садовой бывал неоднократно, ибо это 10-й корпус родного ЛИИЖТа. А вот при попытке проникнуть на территорию запасника «Паровозный музей» был запален и с позором изгнан.
    Душевных переживаний автора о добрососедстве братских народов, в силу эмоциональной своей ограниченности, разделить не в состоянии. Увы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *